Геймдев, который мы потеряли. часть вторая

      Комментарии к записи Геймдев, который мы потеряли. часть вторая отключены

Напомню, на чем мы остановились в прошлой части. Мы грезили о Ferrari, наслаждались безграничным оптимизмом индустрии и обучались строить отношения с издателем на первой в истории России КРИ. И в данной статье мы более подробно разглядим что же такое бюджет игры и как делится прибыль с игры.

Пиявки против праведников Живем в такое время, что несложная признательность
никак не воспринимается. Всем лишь деньги подавай.
Годвилль.

На КРИ глубокоуважаемые люди растолковывали молодым и амбициозным разработчикам про договора, авансы, роялти. Вот упрощенная схема их взаимоотношений:

Геймдев, который мы потеряли. часть вторая

По схеме видно, что издатель дает денег, несколько лет идет усердная работа разработчика, игра выходит, издатель забирает задаток, плюс собственную долю прибыли, а после этого другое отдает разработчику. Наподобие все в полном порядке. Но имеется нюанс. Игра обязана выйти. Как вы понимате, прибыль умножается на ноль, в случае, если игра не выходит. Бизнес издателя зиждется на имущественных правах. Выкупил права — напечатал дисков — реализовал — взял прибыль. Нечего печатать, увы, нет денег. А также , если долгострой вышел, спустя четыре года, вместо обещанных двух, затрат делается больше, окупить их сложнее. Как минимум вдвое.

Само собой разумеется, в этом утопичном мире, считается, что разработчик обязан желать сделать качественный продукт и в срок, уложившись в бюджет, взять собственные 20% роялти, приобрести на них Ferrari в цвете Rosso Fiorano. Все должны быть довольны.

Лишь вот, в 2003 эта схема не работает. От слова никак. амбициозные разработчики и Молодые уверены в том, что издатель в их жизни обязан делать одну единственную функцию. Скоро давать гору денег. И строго в таковой формулировке! Конечно же, прибыль этих молодых и амбициозных не тревожит, они же ваяют Игру Грезы! Тот же Юрий Мирошников (1С) сказал в 2006 году, что в 2003 году на КРИ было подписано три проекта. И, соответственно выделены на них деньги. Наряду с этим, ни один к 2006 году так и не вышел. И это было нормой индустрии. Срыв бюджетов и сроков многократно было полностью обычным явлением. Честно говоря и по сей день отечественное IT не ушло на большом растоянии. Срывы бюджетов и сроков, само собой разумеется не все так делают, но все же.

Геймдев, который мы потеряли. часть вторая

Бизнес-модель того времени возможно охарактеризовать легко — пиявки. Разработчик прикидывается Важным Человеком, но есть пиявкой и намертво присасывается к носителю (издателю) и наслаждается потоком крови (денег). Пиявка не переживает, поскольку она уверена, что издатели обязаны бесплатно и очень долго давать деньги на разработку Игры Грезы. Да, ясно, что спустя некое время издатель осознавал, что его надувают и скидывал для того чтобы паразита с себя. Но, издатель — громадное и неповоротливое существо. К тому же, по юности, не весьма умелое существо в вопросах выбора партнеров и не всегда сходу смогут выяснить кто перед ними, пиявка либо вправду прибыльные Разработчики.

Справедливости для, издатели 2003 года также не были святыми праведниками. Роялти, которое, по идее должно стимулировать разработчиков на разработку скоро, как следует и в срок, не всегда выплачивалось. В русском геймдеве это слово было фактически волшебным. Предания гласят, что лишь 1С платила роялти разработчикам.

Но в совершенном мире 2003 года уже не было металлического занавеса и появился еще один фактор. Давайте возвратимся на секунду в 1998 год. Отыщем в памяти финал западных игр с рынка. Так вот, время от времени они возвращаются. Не все сходу и далеко не первой свежести, все еще одуревая от ценообразования тогдашней России, зависящей строго от физических носителей, на которых игра записана. Но возвращаются. Было узнано, что имеется множество западных игр, каковые достаточно перевести на родной язык и возможно реализовывать. Риски невыхода фактически нулевые, поскольку игра уже готова. А курьеры из страны медведей приводят к удивлению и симпатии у западного геймдева. Так как оказывается, мы успеваем выпивать водку, играть на балалайке и играться в игры на компьютере!

И финальный штрих. Ни для кого не будет секретом, что тогдашние разработчики были совсем не подкованы в правовых вопросах. Выдают зарплаты в конвертах. Без раздумий подписывают каждые бумажки. Никаких новомодных слов типа аудита, никто не слышал. Выплата роялти закреплена честным словом издателя, наряду с этим лишь издатель знает тиражи игр и выручку от них. Не будем строить иллюзий, договора с этими знатоками по определению не могли быть не-строгими.

Запомните, на будущее. По состоянию на 2003 год, около 50% игр на рынке было отечественными. Остальные были локализованными западными.

Но все равно, 2003 год был годом оптимизма, Ferrari и дополнительно его сейчас возможно охарактеризовать: А нам все равно!

Но расплата за грехи все равно настанет. Легко до тех пор пока о ней никто не вспоминает.

Гироскутер — Азбука Уральских Пельменей \


Интересные записи: