Битва за кубань

      Комментарии к записи Битва за кубань отключены

Битва за кубань
В случае, если Курская битва считается главным в отечественной (не смотря на то, что, пожалуй, и во всемирной) истории танковым противостоянием, то сражения за Кубань — основная серия воздушных распрей, в которых ключевую роль сыграл СССР. В следствии данной победы был закреплен успех, достигнутый ранее в Сталинграде, а немцы в сорок третьем последовательно взяли еще два важных удара — на Южном и Центральных фронтах.

расстановка и Подготовка сил

К осени 1942 года Германия оккупировала главную часть Северного Кавказа и захватила Ростов-на-Дону. Коммуникации были нарушены, поставки нефти из прикаспийских регионов и Азербайджана в европейскую часть CCCP — прерваны. Оставался, действительно, резервный путь по железной дороге, через Сталинград, где, как мы знаем, состоялась одна из самых масштабных в истории битв, в которой победила обороняющаяся сторона. Гитлеровцы отступали обратно на Запад, и Сталин планировал нанести двойной удар с Южных и Закавказских фронтов, дабы совсем разбить главные силы соперника в этом регионе.

Германские части укрепились между рекой черноморским побережьем и Кубанью. Всего в том месте пребывало около 400 тысяч армейских, у которых был прямой доступ к снабжению водным и воздушным дорогами из Крыма. Войска СССР много раз пробовали забрать данный участок — к марту были высвобождены Новороссийск и Краснодар. Дальше, действительно, дело не шло — конечной целью данной кампании было вернуть контроль над Таманским полуостровом и вытеснить силы Германии с Северного Кавказа.

С 18 апреля руководство операции взял на себя лично маршал Жуков. Вместе с главнокомандующими ВВС А. А. наркомом и Новиковым ВМФ Г. Н. Кузнецовым они создали замысел по завоеванию полного господства в поддержке и воздухе наступления наземных сил на Северо-Кавказском фронте.

А вот силам Гитлера требовалось любой ценой удержать кубанский плацдарм до кардинальных изменений на Восточном фронте — обозримой перспективе в том месте должен был появиться ответственный опорный пункт для предстоящего наступления на СССР. Преимущество в численности сухопутных армий было очевидно не на стороне вермахта — всего три германских корпуса и один румынский, но с воздухом дело обстояло совсем в противном случае — с северных участков фронта были переброшены дополнительные эскадры самолетов.

Перед первыми воздушными битвами за Кубань за СССР числилось от 750 до 1300 самолетов, а за Германией — от 400 до 1100. Как в любой момент, любой из ветеранов старался преувеличить силы соперника при собственного поражения, и напротив.

С 1 апреля в сражениях по большей части приняла участие 4-я воздушная армия — как личные советские самолеты, так и купленные у союзников по ленд-лизу. К первым относились истребители Як-1, Як-7, Ла-5 и ЛаГГ-3, штурмовик Ил-2, многоцелевые бипланы По-2 и Р-5. Союзники предоставили нам американские истребители P-39 Airacobra, P-40 Warhawk, английские Spitfire Mk V и бомбардировщики (снова же из америки) DB-7 Boston.

От люфтваффе в бой шли эскадры истребителей «Мессершмитт» Bf.109, Bf.110 и «Фокке-Вульф» FW-190, бомбардировщики «Хейнкель Хе» 111 и «Юнкерсы Ю» 88 и 87D, и вдобавок транспортные самолеты «Юнкерс Ю» 52.

Не обращая внимания на явное превосходство немцев перед битвой, ВВС СССР успели оправиться по окончании утрат в начале войны. Неизменно совершенствовались разработке и использовались новые конструкторские ответы. Не смотря на то, что в случае, если сравнивать модели «по классам», люфтваффе все равно до тех пор пока были в первых рядах: истребитель ЛаГГ-3 уступал «Мессершмиттам» в боевом оснащении и скорости, а Яки частенько выходили из строя из-за недостатков производства.

Как ни необычно, одной из лучших моделей на вооружении у СССР в то время была американская «Аэрокобра». «Спитфайры» были несложнее, к тому же из-за изюминок дизайна их довольно часто путали с германскими самолетами и сбивали в режиме, так сообщить, friendly fire. Отметим и Ил-2 — неповторимый в то время штурмовик, в котором сочетались хорошее боевое оснащение и хорошие защитные качества корпуса; данный зверь действенно поддерживал наземные силы. Многоцелевые бипланы действовали в основном ночью, равно как и бомбардировщики дальней авиации Ил-4 и Ли2ВВ.

А вот Германия к весне сорок третьего замедлила темпы собственного технологического совершенствования — ее изначально замечательную авиацию удачно догоняли силы соперника. Гитлеровцам приходилось вести войну сходу на пара фронтов и рассредоточивать собственные силы по различным частям континента.

Начало боев

Первый громадный бой проходил с 17 по 24 апреля неподалеку от поселка Мысхако. Гитлеровцы, мало нежданно для руководства СССР, атаковали около Новороссийска. Наземные армии закрывали волны по двадцать пять — тридцать бомбардировщиков, каковые атаковали тяжелую артиллерию. Вермахту не удалось прорвать советскую оборону — за первые два дня сражений они продвинулись только на километр вперед, а затем и вовсе принялись отступать.

Но в воздухе немцы смогли захватить инициативу — первым делом благодаря численности: у люфтваффе было что-то около четырехсот пятидесяти бомбардировщиков и две много истребителей, а у нас только триста автомобилей. Вдобавок советские аэропорты размешались от Новороссийска заметно дальше, чем германские.

На четвертый сутки обороняющейся стороне наконец удалось ослабить наступление неприятеля. Двести советских бомбардировщиков били по авангарду наземных частей, и в итоге немцы понесли тяжелые потери и вынуждены были перераспределять силы. К 23 апреля ВВС СССР взяли очередное подкрепление, и неспециализированное число автомобилей практически сравнялось у обеих сторон. Помимо этого, немцы деятельно проигрывали в воздухе, и к концу этого дня их численность сократилась практически в два раза (от изначальных шестьсот пятидесяти единиц).
ПРОСМАТРИВАТЬ ПРОДОЛЖЕНИЕ СТАТЬИ


Интересные записи: